Советский Киев


Архитектура советского Киева олицетворяет в себе целую эпоху социалистического режима, отобразившегося в грандиозных проектах, монументальных и комплексных постройках. И как ни странно, этот период в 70 лет оставил больше половины нынешней застройки города. Создавая внешний облик столицы УССР, было построено немало сооружений, среди которых встречаются шедевры зодчества, признанные во всём мире.

Над архитектурным образом Киева трудились лучшие архитекторы своего времени, что не могло не отразиться на результате. Среди киевских градостроителей первой величины, привнёсших наибольший вклад, можно назвать П. Алёшина, И. Каракиса, В. Заболотного, А. Добровольского, А. Милецкого. Некоторые шедевры архитектурной мысли настолько опережали время, что были понятыми спустя полвека и оценены по достоинству. Сегодня они являются частью истории украинского зодчества и культурного наследия страны.

За годы существования страны Советов Киев вобрал в себя различные стили зодчества, начиная от «сталинского» ампира и заканчи-вая модернизмом во всех его проявлениях. Яркими образцами советской архитектуры считаются ВДНХ (НК «Экспоцентр Украины»), здания Верховной Рады и Кабинета министров, Речной вокзал, монумент «Родина-Мать», станции метро «Театральная» и «Крещатик». Некоторые из этих строений неоднократно были отмечены в мировой архитектурной среде.

Особое значение имело строительство общественных мест для проведения горожанами досуга — это клубы для рабочих, кинотеатры, дома пионеров и дворцы культуры, спортивные площадки. Среди самых выразительных объектов отмечают кинотеатр «Киев», Дворец пионеров (Центр детей и юношества), клуб работников пищевого треста «Пищевик» (Театр оперы и балета для детей и юношества), кинотеатр «Жовтень», стадион «Спартак».

Интерес представляет советский модернизм, передающий основную идеологию того времени. Стремясь к прогрессу, освоению космоса и новых технологий, новаторство и смелые решения трансформировались в монолитные постройки из бетона и металло-конструкций, призванные подчеркнуть аскетизм и урбанистический облик. В моду вошли встроенные объёмы, прямые линии, окна-иллюминаторы, геометричность и разноуровневость. Но даже эти массивные конструкции и сложные формы тоже имеют свою привлекательность. К творениям киевского модернизма относятся здание ИНТЭИ, известное как «Летающая тарелка», Крематорий, библиотека им. Вернадского, Дом мебели, автобусный парк № 7, гостиница «Салют».

На рубеже 1970-1980-х гг. в киевской архитектуре заметно проявился брутализм — одно из направлений модернизма, которому характерны масштабные композиционные сооружения и мощь конструкций. Уникальным объектом, возведённым в данном стиле, является кампус университета им. Шевченко, расположенный в районе Голосеево.

Отдельного внимания заслуживает мозаика — популярный вид монументально-декоративного искусства, расцвет которого пришёлся в СССР на 1960-1970-е в период типовых застроек. Так, пропагандируя идеал советского человека, в Киеве создано сотни мозаичных полотен различной техники кладки и тематики, украсивших научные институты, административные и учебные учреждения, станции метро. Киевские мастера также использовали в своих работах народные мотивы, исторические события и персонажи. Восхищение вызывают такие панно, как «Индустриальный труд» (м. «Шулявская») и «Кузнецы современности» (пр. Науки, 47), мозаичная композиция «Киевская Русь» (м. «Золотые Ворота»), интерьер Центрального автовокзала.

👈































Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей ..

Сон-час в детском саду колхоза имени Ленина под Ставрополем, СССР, 1987 год.Выставка